РАССКАЗ О ТОМ, КАК МУЖЕСТВЕННЫЕ АЛЬПИНИСТЫ ВЕЛИ БОРЬБУ С ГРОЗНОЙ СТИХИЕЙ
КОГДА БУШЕВАЛ СЕЛЬ...
КОГДА БУШЕВАЛ СЕЛЬ...
Необычным было лето на Центральном Кавказе. После жаркой, сухой погоды хлынули затяжные дожди. Высоко в горах, в зоне ледников, создались условия для образования селей — грязекаменных потоков большой разрушительной силы. Летом в Баксанской, Чегемской и некоторых других долинах сильные ливни и селевые потоки разрушили участки автодорог, жилые здания, затопили возделанные поля. Советские люди противопоставили стихии организованность, упорство, взаимную помощь. Об их мужестве рассказывается в репортаже из Баксанской долины
Первая волна селя пронеслась по ущелью Куллумкол-су в 7.20 утра. Раздался гул, будто в горах мчался курьерский поезд. В воздухе запахло серой. Высокий вал из камней, перемешанных с грязью, срезая на своем пути деревья, выкатился на территорию альплагеря «Джайлык». Первый же одноэтажный дом (там обычно жили инструкторы) от удара взлетел в воздух.
Волны следовали одна за другой с интервалом в 5—10 минут. Очередной сель зарождался на морене ледника Тютю, падал в речку Куллум-кол-су и, счищая впереди себя, как бульдозер, камни, землю, деревья, выбрасывался в долину Адыр-су.
Шестой, последний вал высотой в 15 метров сошел в 11 часов 38 минут. Он сорвал с фундамента трехэтажный жилой корпус и развернул его вниз по склону... Десятки тысяч кубометров грязекаменной массы лежали там, где всего лишь четыре часа назад был один из лучших благоустроенных альпинистских лагерей Кавказа.
Рассказывает мастер спорта по альпинизму, инженер-гидролог Эдуард ЗАПОРОЖЧЕНКО:
— Мы ожидали сель со дня на день. Вместе со мной сутками дежурили альпинисты Г. Дьяконов, С. Новиков, В. Тарасов. В ночь с 18 на 19 июля на высоте 3700 метров, где дожди очень редки, разразилась гроза.
Лагерь был поднят по тревоге. В сумерках, под проливным дождем, альпинистов вывели в безопасное место. Кто-то вспомнил, что впопыхах забыл в комнате документы, личные вещи, пытался вернуться. Но инструкторы были неумолимы. И когда огромный вал, как пушинку, смел первые каменные дома, все притихли...
Попавших в беду альпинистов поддержали соседи: пришли посланцы альплагеря «Уллутау», пригласили к себе. Все 240 человек были эвакуированы на вертолетах.
В тургостинице «Азау» собирались готовить завтрак. Когда повар спустился в кладовую, помещение было залито водой. Все работники гостиницы, а вместе с ними и туристы, вышли на улицу: надо юыло перекрыть путь воде. Люди бросались вверх по склону, туда, где мирно журчала много лет мелкая речушка Гарабаши-су, Вздувшись от дождей, она ворочала валунами, несла стволы подмытых деревьев, кустарники. За ночь образовался завал, и река свернула в сторону — прямо на гостиницу.
Сель, залил цокольный этаж гостиницы, повредил подсобные помещения. Но от больших разрушений хозяйство было спасено. Завтрак для туристов, правда, с опозданием на несколько часов, все-таки приготовили. Выбросившись из бокового ущелья Губасанты, сель в считанные секунды перекрыл Баксан. Тот мгновенно вздулся, забурлил и, разметав преграду, ударил в полотно дороги, — на 88-м километре был вырван кусок шоссе в 50 метров. На этом месте теперь бежала вода.
Подъехали из Терскола начальник СУ-9 И. Мамаев, работники дорожно-ремонтного управления, соседних предприятий. Вскоре заработала мощная техника, подошедшая из Терскола и Тырныауза: бульдозеры, экскаваторы, самосвалы.
Рассказывает начальник СУ-9 Исхат МАМАЕВ:
— Главная задача у нас была одна: пробить тоннель, чтобы мог пройти хотя бы вездеход, восстановить сообщение с Приэльбрусьем. Ведь телефонная связь тоже была нарушена. У туристов как раз в этот день должна была улетать домой группа из Гурьева, человек шестьдесят. Для них поверху, где селевой поток был уже, проложили настил из досок. Там командовал Теммоев. А снизу, из Тырныауза, к нам пробивался другой отряд.
Дорога, как потом выяснилось, была повреждена в нескольких местах: на 69, 76, 82-м километрах. Рабочие ДСРУ-6 и горнообогатительного комбината отстояли мост у селения Верхний Баксан, стали продвигаться выше по долине. Всеми работами руководил оперативный штаб, который возглавил секретарь Тырныаузского горкома партии X. Пхешхов.
В 23 часа по дороге Тыр-ныауз—Терскол прошла первая автомашина.
Баксан, затихая, глухо ворчал в темноте.
Мы приехали в долину Баксана на третий день после селя. На 88-м километре мощный ярко-желтый бульдозер «Т-330» ворочал валуны, расчищая дорогу. В гостинице «Азау» нам показали темные разводья на стенах — до такого уровня поднималась вода в комнатах цокольного этажа.
Четко, по графику прибывали туристские группы по маршрутам 324 и 325 «К подножию Эльбруса». Ни одного свободного места не было в тургостинице «Чегет». Все туристские хозяйства, действовали нормально, словно не было ни ливней, ни разрушительных селей.
Юркий «газик», подскакивая на рытвинах, полз вверх по крутой дороге, проложенной вдоль бурной Адыр-су. Прекрасный сосновый лес покрывал склоны ущелья. Через 2—3 километра дорога кончилась: колея оборвалась прямо в реку. Рядом десятка два парней в зеленых штор- мовках, вооружившись ломами, топорами и лопатами, расчищали склон от старой осыпи и зарослей кустарников. Это были альпинисты из соседнего с «Джайлыком» лагеря — «Уллутау».
Рассказывает мастер спорта командир отряда разрядников Ким ЗАЙЦЕВ:
— Сель в те дни сошел не только по Куллумкол-су, но и по другим боковым ущельям — Джаловчату, Суллукол-су. Дорогу смыло в четырех-пяти, местах. Там, где она была, получилась траншея. Наш лагерь, а он чуть выше по долине Адыр-су, чем «Джай-лык», оказался отрезанным от «большой земли». Вот и пробиваем дорогу заново, соединяем разорванные куски. Народ у нас дружный. Сегодня одни расчищают дорогу, другие — на ледовых занятиях, на восхождениях. Мы твердо решили — все сделаем, а работу лагеря не остановим, учебную и спортивную программу выполним.
— А как дела у соседей?
— Там осталась небольшая группа работников. Собирают то, что уцелело, готовят, к зиме здания, не пострадавшие от селя. Уже намечено новое место для лагеря — немного ниже по долине. Мы все верим: альплагерь «Джайлык» останется на альпинистской карте Кавказа!
Первая волна селя пронеслась по ущелью Куллумкол-су в 7.20 утра. Раздался гул, будто в горах мчался курьерский поезд. В воздухе запахло серой. Высокий вал из камней, перемешанных с грязью, срезая на своем пути деревья, выкатился на территорию альплагеря «Джайлык». Первый же одноэтажный дом (там обычно жили инструкторы) от удара взлетел в воздух.
Волны следовали одна за другой с интервалом в 5—10 минут. Очередной сель зарождался на морене ледника Тютю, падал в речку Куллум-кол-су и, счищая впереди себя, как бульдозер, камни, землю, деревья, выбрасывался в долину Адыр-су.
Шестой, последний вал высотой в 15 метров сошел в 11 часов 38 минут. Он сорвал с фундамента трехэтажный жилой корпус и развернул его вниз по склону... Десятки тысяч кубометров грязекаменной массы лежали там, где всего лишь четыре часа назад был один из лучших благоустроенных альпинистских лагерей Кавказа.
Рассказывает мастер спорта по альпинизму, инженер-гидролог Эдуард ЗАПОРОЖЧЕНКО:
— Мы ожидали сель со дня на день. Вместе со мной сутками дежурили альпинисты Г. Дьяконов, С. Новиков, В. Тарасов. В ночь с 18 на 19 июля на высоте 3700 метров, где дожди очень редки, разразилась гроза.
Лагерь был поднят по тревоге. В сумерках, под проливным дождем, альпинистов вывели в безопасное место. Кто-то вспомнил, что впопыхах забыл в комнате документы, личные вещи, пытался вернуться. Но инструкторы были неумолимы. И когда огромный вал, как пушинку, смел первые каменные дома, все притихли...
Попавших в беду альпинистов поддержали соседи: пришли посланцы альплагеря «Уллутау», пригласили к себе. Все 240 человек были эвакуированы на вертолетах.
В тургостинице «Азау» собирались готовить завтрак. Когда повар спустился в кладовую, помещение было залито водой. Все работники гостиницы, а вместе с ними и туристы, вышли на улицу: надо юыло перекрыть путь воде. Люди бросались вверх по склону, туда, где мирно журчала много лет мелкая речушка Гарабаши-су, Вздувшись от дождей, она ворочала валунами, несла стволы подмытых деревьев, кустарники. За ночь образовался завал, и река свернула в сторону — прямо на гостиницу.
Сель, залил цокольный этаж гостиницы, повредил подсобные помещения. Но от больших разрушений хозяйство было спасено. Завтрак для туристов, правда, с опозданием на несколько часов, все-таки приготовили. Выбросившись из бокового ущелья Губасанты, сель в считанные секунды перекрыл Баксан. Тот мгновенно вздулся, забурлил и, разметав преграду, ударил в полотно дороги, — на 88-м километре был вырван кусок шоссе в 50 метров. На этом месте теперь бежала вода.
Подъехали из Терскола начальник СУ-9 И. Мамаев, работники дорожно-ремонтного управления, соседних предприятий. Вскоре заработала мощная техника, подошедшая из Терскола и Тырныауза: бульдозеры, экскаваторы, самосвалы.
Рассказывает начальник СУ-9 Исхат МАМАЕВ:
— Главная задача у нас была одна: пробить тоннель, чтобы мог пройти хотя бы вездеход, восстановить сообщение с Приэльбрусьем. Ведь телефонная связь тоже была нарушена. У туристов как раз в этот день должна была улетать домой группа из Гурьева, человек шестьдесят. Для них поверху, где селевой поток был уже, проложили настил из досок. Там командовал Теммоев. А снизу, из Тырныауза, к нам пробивался другой отряд.
Дорога, как потом выяснилось, была повреждена в нескольких местах: на 69, 76, 82-м километрах. Рабочие ДСРУ-6 и горнообогатительного комбината отстояли мост у селения Верхний Баксан, стали продвигаться выше по долине. Всеми работами руководил оперативный штаб, который возглавил секретарь Тырныаузского горкома партии X. Пхешхов.
В 23 часа по дороге Тыр-ныауз—Терскол прошла первая автомашина.
Баксан, затихая, глухо ворчал в темноте.
Мы приехали в долину Баксана на третий день после селя. На 88-м километре мощный ярко-желтый бульдозер «Т-330» ворочал валуны, расчищая дорогу. В гостинице «Азау» нам показали темные разводья на стенах — до такого уровня поднималась вода в комнатах цокольного этажа.
Четко, по графику прибывали туристские группы по маршрутам 324 и 325 «К подножию Эльбруса». Ни одного свободного места не было в тургостинице «Чегет». Все туристские хозяйства, действовали нормально, словно не было ни ливней, ни разрушительных селей.
Юркий «газик», подскакивая на рытвинах, полз вверх по крутой дороге, проложенной вдоль бурной Адыр-су. Прекрасный сосновый лес покрывал склоны ущелья. Через 2—3 километра дорога кончилась: колея оборвалась прямо в реку. Рядом десятка два парней в зеленых штор- мовках, вооружившись ломами, топорами и лопатами, расчищали склон от старой осыпи и зарослей кустарников. Это были альпинисты из соседнего с «Джайлыком» лагеря — «Уллутау».
Рассказывает мастер спорта командир отряда разрядников Ким ЗАЙЦЕВ:
— Сель в те дни сошел не только по Куллумкол-су, но и по другим боковым ущельям — Джаловчату, Суллукол-су. Дорогу смыло в четырех-пяти, местах. Там, где она была, получилась траншея. Наш лагерь, а он чуть выше по долине Адыр-су, чем «Джай-лык», оказался отрезанным от «большой земли». Вот и пробиваем дорогу заново, соединяем разорванные куски. Народ у нас дружный. Сегодня одни расчищают дорогу, другие — на ледовых занятиях, на восхождениях. Мы твердо решили — все сделаем, а работу лагеря не остановим, учебную и спортивную программу выполним.
— А как дела у соседей?
— Там осталась небольшая группа работников. Собирают то, что уцелело, готовят, к зиме здания, не пострадавшие от селя. Уже намечено новое место для лагеря — немного ниже по долине. Мы все верим: альплагерь «Джайлык» останется на альпинистской карте Кавказа!
Б. МОСКВИН, мастер спорта.
ТЕРСКОЛ,
БАКАНСКОЕ ущелье.
ТЕРСКОЛ,
БАКАНСКОЕ ущелье.
© Б. Москвин, [ материал прислала Галина Крайнова (Шаталова) ]